Даже полный дилетант наверняка подумает, что если колеса автомобиля смотрят не туда, куда надо, то управляемость автомобиля ухудшается и это конечно негативно сказывается в основном на безопасности. Побочным продуктом плохой геометрии шасси и колес также является снижение комфорта при движении, чрезмерный износ шин, повышенное сопротивление качению и, следовательно, повышенный расход топлива.
Для правильной и качественной настройки вала схождения применяют стенды регулировки развала схождения 3d.
Что такое развал — схождение
Схождение — это угол между каждым колесом по отношению к продольной оси автомобиля. Обычно он контролируется, когда автомобиль неподвижен, и измеряется либо в градусах, либо в миллиметрах. Если он измеряется расстоянием, то обычно это разница в расстоянии между двумя задними краями шин и двумя передними краями шин.
Схождение — это симметричный угол, образованный продольными осями колес автомобиля. Для иллюстрации представьте себе шасси автомобиля, если смотреть сверху. Если передняя часть колес обращена к продольной оси автомобиля, говорят о положительном схождении или просто схождении. Если передняя часть колес направлена в сторону от оси автомобиля, речь идет об отрицательном схождении или схождении.
Положительный развал используется в первую очередь для устойчивости. Чем выше развал колеса, тем больше колесо стремится выпрямиться по прямой линии. Автомобили с большим наклоном рулевого штифта легче выравниваются в центральное положение. Однако для управления автомобилем необходима более высокая управляющая сила. Аналогичный эффект распространяется и на одноколейные транспортные средства. Спортивные мотоциклы используют относительно небольшой развал, что желательно для управляемости (байк буквально сам заваливается в повороты), а круизеры и чопперы, например, имеют большой положительный развал, поэтому они более устойчивы, но значительно сложнее в управлении.
Положительный или отрицательный
В некоторых автомобилях также можно регулировать прогиб колес, особенно с трапециевидными осями. Если колеса наклонены внутрь, если смотреть спереди, это отрицательный развал, если, наоборот, они наклонены наружу, то развал имеет положительное значение. В спортивных автомобилях, в частности, используется довольно много отрицательного развала, что улучшает сцепление на поворотах, но в экстремальных случаях вызывает неравномерный износ шин внутри. Например, это не играет роли в гоночном автомобиле, на котором покрышек хватает примерно на 200–300 км, а на обычном автомобиле срок службы покрышек должен составлять несколько десятков тысяч километров. Напротив, грузовые автомобили и тракторы, например, используют большой положительный развал, который не только требует большого полезного веса транспортного средства, но также снижает усилия, необходимые для движения транспортного средства.
Как проверяется и регулируется
Для точной настройки развала колес необходим специальный оптический прибор. Последний использует камеры для захвата луча, который отражается от отражающих мишеней, прикрепленных к колесам транспортного средства. Лучше всего для этого подходят стенды регулировки развала схождения 3d. Соответственно машина вычисляет точные значения положения колеса и сравнивает их с базой данных в компьютере. Таким образом, точные отклонения от рекомендованных производителем настроек могут быть получены относительно быстро.
Подготовка
Но прежде чем настраивать развал — схождения, машину нужно подготовить. Для этого существуют процедуры производителя, и у всех они разные. Однако в целом необходимо накачать шины до необходимого значения и автомобиль должен быть должным образом загружен (обычно используется заполненный бак и, возможно, грузы для имитации занятого сиденья или загруженного багажного отделения).
Разумеется, перед регулировкой, также проверяется состояние ходовой части, и если механик обнаружит более серьезный дефект, то изношенные узлы подлежат замене, ведь на шасси с повышенными зазорами нет смысла что-либо регулировать в сайлентблоках, с текущими амортизаторами или даже с изогнутой осью. Только после необходимого ремонта производится замер и последующая корректировка.
Наиболее важные измеренные значения относятся к прогибу колес и схождению колес, что оказывает наибольшее влияние на управляемость автомобиля и протектор шин. У каждого автомобиля разные значения, и даже в пределах модельного ряда значения различаются в зависимости от того, есть ли у автомобиля спортивная подвеска, пакет для плохих дорог, фаркоп, размер колес и т. д.
Когда контролировать развал — схождения
Рекомендуется проверять геометрию колес в следующих случаях:
- Любая мелкая или крупная авария.
- Заезд в глубокую яму.
- Когда авто наезжает на препятствие.
- После установки новых шин.
- При обнаружении неравномерного, повышенного износа шин.
- После ремонта оси.
Как отрегулировать развал- схождения.
Забудьте о ручке от метлы, спиртовом уровне и совке. Развал — схождения дело точное и без визира не обойтись. Сегодняшним стандартом является так называемые стенды регулировки развала схождения 3d, представляющие собой оптический измерительный прибор, который на основе установленных мишеней оптически оценивает отклонения отдельных колес с высокой точностью. Оптические измерительные камеры передают данные в режиме реального времени на ПК, который их оценивает и отображает на мониторе. По базе данных механик выбирает диагностируемое транспортное средство и задает параметры на транспортном средстве в соответствии с отображаемыми данными. Результатом является абсолютно точное выполнение развала — схождения.