Карбюратор к 131 и его модификации

Карбюратор – сердце двигателя. Это механизм, питающий двигатель топливом. Карбюратор готовит смесь бензина и воздуха в правильной пропорции. Карбюратор к 131 на УАЗе состоит из множества мелких деталей, совершающих постоянное движение. В результате трения и нагрева некоторые компоненты механизма изнашиваются, забиваются остаточными продуктами топлива. Поэтому периодически бывает нужна очистка, промывка, восстановление либо замена.

Основные системы карбюратора к 131

Карбюратор к 131 устанавливается на различные двигатели для машин ГАЗ, УАЗ, Соболь, Волга. Данный тип карбюратора вместе с аналогом к 151 наиболее популярный в России. Механизм собирается из трёх основных блоков, с помощью винтов соединяемых вместе, как единый узел. Крепежные винты проходят через весь карбюратор и уплотнительные прокладки между ними.

Верх узла представляет собой крышку карбюратора. Патрубок забора воздуха входит через нее, разветвляясь по двум отдельным каналам. Воздушная заслонка вмонтирована возле канала камеры № 1. Средний блок, служащий корпусом для всего устройства, конструктивно объединяет две камеры подготовки топливно-воздушной смеси с одной поплавковой камерой. Система дроссельных заслонок расположена под нижним отсеком механизма.

Общий вид карбюратора к 131

Рис. 1. Общий вид карбюратора к 131: 1 — пневмопривод пуска и прогрева; 2 — привод ускорительного насоса и экономайзера; 3 — распылитель ускорительного насоса; 4 -воздушная заслонка; 5 — распылитель экономайзера; 6 — полуавтомат пуска и прогрева; 7 — главный воздушный жиклер с эмульсионной трубкой; 8 — воздушный жиклер холостого хода; 9 — жиклер экономайзера; 10 — топливный жиклер холостого хода; 11 -главный топливный жиклер; 12 — микровыключатель; 13 — блок управления; 14 — электромагнитный клапан; 15 — винт эксплуатационной регулировки; 16 — регулировочный винт состава смеси; 17 — клапан экономайзера холостого хода; 18 — дроссельная заслонка; 19 -клапан экономайзера; 20 — обратный клапан; 21 — нагнетательный клапан; 22 — клапан разбалансировки; «а» и «б» — штуцеры для подсоединения шлангов электромагнитного клапана.

Здесь компактно расположены дроссели, а также патрубки для смешивания топливно-воздушной смеси обеих камер. Уплотнительная прокладка, выполненная из термоизоляционного материала, установлена возле стыка нижнего и среднего секторов. По своей конструкции карбюратор к131 выполнен как механизм с двумя смесительными камерами. Каждая из них располагает своей главной дозирующей системой.

Перечень систем, которые осуществляют непосредственное приготовление воздушно-топливной смеси:

Холостые обороты

Регулирующий блок топлива с воздухом включается при открывании дросселя камеры № 2. Здесь же находится эконостат, служащий для обогащения горючей смеси. Прибор срабатывает от режима максимальной нагрузки, воздействующего на карбюратор к131. Устройство всех систем хорошо продемонстрировано рис. 1, который расположен вверху.

Запуск двигателя на холодную

Составляющие системы полуавтомата:

  • пневматический корректор;
  • управляющие рычаги;
  • заслонка управления подачей воздуха.

Ручным приводом оператор или водитель осуществляет закрывание заслонки непосредственно во время старта не прогретого мотора. Пневматический корректор автоматически при запуске силового агрегата слегка приоткрывает заслонку воздуха строго определенной величины. Данная операция осуществляется посредством воздушного разрежения. Оно возникает снизу благодаря всасывающему движению поршней под камерами.

Правильная регулировка карбюратора к 131 позволяет механизмам узлам автомобиля работать бесперебойно, автоматически. При этом обеспечивается устойчивое функционирование силового агрегата, необходимое для прогрева всех эксплуатационных жидкостей двигателя. Во время проведения манипуляций, водитель должен нажимать ногой педаль газа, удерживая ручку открывания воздушной заслонки максимально вытянутой к себе.

Экономайзер

Прибор отключает подачу топлива, когда это необходимо. Процесс начинается во время начала торможения транспортного средства. Подобное движение осуществляется без использования топлива силовым агрегатом. Благодаря экономайзеру, осуществляется значительная экономия топливных ресурсов. Одновременно снижается уровень загрязнения окружающей среды.

Модули экономайзера:

  • управляющий блок;
  • тумблер;
  • клапан с электромагнитом;
  • экономайзер.

Тумблер с экономайзером устанавливаются по ходу корпуса. Клапан с электромагнитом, управляющий блок находятся перед водительской кабиной. Регулировка карбюратора к 131 на УАЗе значительно улучшает эксплуатационные характеристики автомобиля.

Управляющий блок

Клапан с электромагнитом управляются данным устройством. Процесс осуществляется по частоте и мере поступления электрических импульсов. Они поступают к управляющему блоку от катушки зажигания. При снятии ноги с педали газа контакты тумблера размыкаются.

Отключение подачи топлива

Водитель отпускает педаль газа. Сразу же управляющий блок прекращает подачу электрического напряжения клапану с электромагнитом. Обороты двигателя при этом достигают 1400 оборотов за минуту. Клапан с электромагнитом пропускает воздух по своим каналам из атмосферы через экономайзер. Под воздействием давления воздуха экономайзер перекрывает канал холостого хода, отключая подачу топлива.

Клапан экономайзера к 131

Рис. 2. Клапан экономайзера карбюратора к 131.

Когда происходит поломка, все нарушается. При отпущенной педали силовой агрегат не заводится, либо глохнет. Устранять причины неисправности необходимо, начиная с проверки электрических контактов полюсов приборов. После этого последовательно проверяются функции клапана с электромагнитом, тумблера, управляющего блока. Регулировка карбюратора к 131 на УАЗ позволяет эксплуатировать технику с полной отдачей.

Регулировка тумблера и электромагнитного клапана

  1. Разъединить электрический разъём блока управления.
  2. Зажигание включено, но мотор не запущен.
  3. Одна рука несколько раз плавно открывает, закрывает дроссель.
  4. Другая рука одновременно обхватывает клапан с электромагнитом.

ВАЖНО! Работающий клапан с электромагнитом и предохранителем, а также тумблер в рабочем состоянии проявят себя тем, что в клапане при открывании заслонки будут раздаваться громкие щелчки и чувствоваться вибрация. Клапан будет срабатывать, магнит двигаться от полюса к полюсу. Рука будет ощущать эти движения.

Управляющий блок

  1. Электрический разъём соединяется с управляющим блоком.
  2. Зажигание включено, мотор запущен, прогрет до 70 градусов.
  3. Одна рука резко открывает дроссель на 1/3 хода.
  4. Другая рука одновременно обхватывает клапан с электромагнитом.
  5. Резко нажать закрывание дросселя.
  6. Клапан с электромагнитом отключится, если управляющий блок исправен.

Клапан с электромагнитом, если он исправен, включается при снижении оборотов коленвала до 1050 об/мин. Все важные механизмы взаимосвязаны с поплавковой камерой. Необходимый уровень горючего поддерживается поплавком с топливным клапаном.

Работа подсоса

Наличие подсоса – серьёзное преимущество модели к 131. Управление холодным запуском силового агрегата автомобильных моторов, где имеется карбюратор на УАЗ однокамерный, функционирует раздельно. Вследствие этого запуск холодного мотора может осуществляться с трудом. Для улучшения этого между полумесяцем устройства запуска и регулировочной пяткой дроссельной заслонки протянута проволока.

Благодаря этой проволоке создаётся сцепление между двумя раздельными механизмами. Подсос гарантирует быстрый, лёгкий запуск силового агрегата. Подсос можно регулировать, настраивая необходимые значения. Параметры запуска двигателя выставляются, зависимо от температуры наружного воздуха, погодных условий.

Рис. 3. Конструкция карбюратора К 131: некоторые особенности

Основные неисправности

Характерные неисправности могут быть вызваны не только сбоем карбюратора. Могут произойти нарушения зажигания, питания топливом. Эти поломки напрямую влияют на работу узла. Механизм начинает выполнять свои функции с перебоями.

ВНИМАНИЕ! Прежде, чем изменять точные регулировки карбюратора, необходимо убедиться, что все основные блоки автомобиля, электрооборудование, подача горючего функционируют нормально. Всё исправно – значит, нарушения именно карбюратора. Приступаем к выявлению поломок.

Отсутствуют холостые обороты

Причины:

  • датчик холостых оборотов неисправен;
  • дроссельная заслонка забита отложениями;
  • датчик положения дроссельной заслонки неисправен;
  • засорился карбюратор.

Ликвидация неисправностей

Почистить дроссель. Датчики положения дросселя, холостых оборотов проверить на работоспособность. Когда произведенные действия не дали положительных сдвигов, необходимо заменить все механизмы, входящие в карбюратор 131.

Поплавок заливает. Что делать?

При переливе бензина через уплотнители проблематичен старт двигателя автомобиля. Тяжелее всего запускается горячий мотор. Нестабильно высокие холостые обороты, которые невозможно отрегулировать. При работающем моторе из глушителя выходит дым чёрного цвета. Это происходит от переизбытка топлива, догорающего внутри. Ощущаются провалы педали газа при нажатии. Переобогащенная топливная смесь заливает свечи, которые мокрые, с чёрным нагаром.

Неисправности, их устранение

  1. Неисправен клапан игольчатый или появилась его негерметичность. Возможно его заклинивание при открытом положении. Слегка постучать молотком по корпусу. Проверить плотность затяжки корпуса клапана игольчатого, наличие резинового уплотнительного кольца под ним. Проверить герметичность можно всасыванием воздуха из резиновой трубки, подающей горючее на карбюратор к 131. Регулировка расхода топлива осуществляется после ремонта.
  2. Пробит поплавок либо нарушена его герметичность, вследствие чего он не плавает в бензине, а опускается на дно. Игла запорного клапана вовлекается следом за ним, поэтому клапан игольчатый всё время открытый. Топливо без помех заливает камеру. Поплавок необходимо снять, можно его потрясти возле уха. Слышно, как внутри плещется топливо. Негерметичный поплавок можно легко запаять либо заменить новым.

    Поплавковая камера и прокладка

    Рис. 4. Поплавковая камера и прокладка

  3. Нарушено положение поплавка относительно стенок камеры. Из-за этого он задевает за стенки, уровень топлива повышается. Регулировка карбюратора к 131 регулировка начинается со снятия крышки. Положение поплавка выравнивается. Оно должно быть параллельным оттиску картонной прокладки. Одновременно необходимо проверить, отрегулировать лёгкость его перемещения внутри камеры, без перекосов, деформаций рычагов, стоек.

    Поплавок карбюратора

    Рис. 5. Поплавок

  4. Слишком высокий уровень горючего для поплавковой камеры. Необходимо снять крышку, отрегулировать. Уровень топлива должен быть посередине плоскости наклона передней стенки. Расстояние до дна равняется 29±2 мм. Регулировка осуществляется подгибанием поплавковых лепестков.
  5. Неисправность бензонасоса. Из-за повышенной мощности бензонасоса к поплавковой камере поступает чрезмерный объем топлива. Если отсутствует слив, невозможно перекачать его излишки, поэтому происходит перелив. Проверяется бензонасос: исправность клапанов, диафрагмы, пружины возврата. Неисправные детали необходимо заменить новыми.
  6. Засорился воздушный жиклер главной системы дозировки первой смесительной камеры. За счет понижения объема воздуха происходит переобогащение топливной смеси, подаваемой на карбюратор к 131. Устройство внутреннего отверстия жиклёра сужено. Необходимо выкрутить воздушный жиклёр ГДС первой камеры, прочистить, продуть его, установить заново.
Пропускная способность жиклеров, мл/мин:
Главный топливный жиклер 350±4,5
Топливный жиклер холостого хода 55±1,5
Главный воздушный жиклер 175±4
Воздушный жиклер холостого хода 290±7

Залегание дозирующей иглы

Залегание дозирующей иглы приносит много неприятностей: переливается бензин, двигатель чихает, плохо заводится, динамика двигателя слабая. Если залегание происходит постоянно, необходимо деталь заменить. Снять крышку, вынуть поплавок, прежнюю иглу, выкрутить специальное гнездо для установки иглы. Новое гнездо, наконечник из силикона вкрутить вместо старого. Установить новую дозирующую иглу.

Дозирующая игла карбюратора

Рис.6. Дозирующая игла карбюратора

Между корпусом узла и силиконовым гнездом для иглы расположено стальное кольцо. Нижний торец иглы имеет подпружиненный шарик, который прикасается к язычку поплавка. Вставив иглу в стакан гнезда, поплавок располагаем на свое штатное место. Теперь уровень такой, каким ему положено быть. Рекомендованный уровень 2/3 от размера окна поплавковой камеры достигается подгибанием язычка поплавка.

Что делать если карбюратор к 131 замерз

Если наружная температура воздуха долго сохраняет свои значения от +9ºС до -5ºC, а влажность воздуха остается повышенной, идет дождь, мокрый снег, стелется туман, карбюраторы к 131 могут замерзать во время движения транспортного средства. Когда автомобиль долго едет с одинаковой скоростью, поверхности дозирующих элементов возле распылителей, кромок дроссельной заслонки постепенно покрываются льдом. Это места, где наиболее высокая скорость движения холодного воздуха.

Дроссель при таких условиях длительный период не двигается, пребывая в одном и том же положении. Лёд закупоривает отверстия для циркуляции воздуха переходной системы первой камеры. Откладываясь по распылителям, лёд уменьшает внутреннее сечение проходных отверстий.

Топливная смесь сильно обогащается, поскольку воздуха проходит меньше, объём бензина остается прежним. С подобными условиями не может справиться карбюратор к 131. Регулировка холостого хода не приносит ожидаемых результатов.

ВАЖНО! Свечи покрываются толстым слоем нагара, искрообразование значительно ухудшается. Двигатель всё больше теряет мощность, останавливаясь совсем. После остановки транспортного средства под воздействием тёплого двигателя лёд в карбюраторе самопроизвольно тает. Через 5-10 минут карбюратор по-прежнему готов к работе, мотор заводится, вроде ничего не было. Можно продолжать движение.

Прочие неисправности

В практической эксплуатации автомобилей ГАЗ, Соболь, Волга, Газель, в конструкции которых установлен однокамерный карбюратор на УАЗ, регулировка и своевременное обслуживание предупреждает много различных серьезных поломок, например:

  • К входному штуцеру бензин поступает, в камере с поплавком топливо отсутствует. Причина данного явления кроется в заедании иглы топливного клапана при закрытом положении. Еще одна причина – засорение сетчатого фильтра. Необходимо извлечь сетчатый фильтр, промыть ацетоном, продуть сжатым воздухом под насосом либо компрессором, установить заново. Подвижность иглы восстанавливается постукиванием ключа о корпус карбюратора. Клапан все равно необходимо заменить при первой же возможности.
  • Глубокий провал педали газа, остановка двигателя. Причина: засорение главного жиклёра топлива. Выкрутить жиклёр, почистить, установить в штатное положение.

Тюнинг карбюратора к 131 своими руками

Модернизируя карбюратор к131, можно удалить экономайзер принудительного холостого хода. Вместо пневмоклапана следует установить пробку с резиновым кольцом. Чтобы исключить дизелинг в момент отключения зажигания, применяется клапан с электромагнитом от карбюратора Солекс. При его установке надо проделать следующие операции:

  • выкручивается заглушка эмульсионного жиклёра холостого хода;
  • выкручивается сам эмульсионный жиклёр холостого хода;
  • в снятом жиклёре рассверливается отверстие сечением 0,1 мм, после этого он устанавливается повторно;
  • клапан вкручивается в карбюратор;
  • к электромагнитному клапану подсоединяется фиолетовый провод от замка зажигания.

После усовершенствования карбюратора к 131 наблюдается приличная экономия топлива.

Регулировка карбюратора к 131. С целью улучшения холостого хода можно своими руками поднять уровень топлива поплавковой камеры до 20 мм. Достигается подобный результат методом подгибания латунных кромок поплавка. При этом следует значительно уменьшить мощность насоса ускорителя. Главное – не допустить провалов педали акселератора. Получаем идеальный холостой ход, прекрасную моторную динамику, безупречное функционирование всех карбюраторных, моторных систем автомобиля.

Разборка карбюратора серии к 131

  1. Снять карбюратор. Во избежание попадания мелких предметов, закрыть ветошью отверстие камеры сгорания.
  2. Открутить удерживающие крышку семь винтов.
  3. Вытащить шплинт крепления, вывести тягу от устройства пуска из рычага.
  4. Пружину возврата заслонки воздуха снять. Вывернуть два винта крышки балансировочного канала поплавковой камеры. Крышку отделить от корпуса вместе с прокладкой.
  5. Отвёрткой открутить винт крепления по центру. Распылитель эконостата снять вместе с прокладкой.
  6. Отвернуть три маленьких винта. Демонтировать детали пускового механизма: диафрагму, пружину, крышку.
  7. Пробку оси поплавка выкрутить. Поплавок с запорной иглой и ось вынуть из корпуса.
  8. Во избежание вытекания бензина по резьбе пробки оси поплавка, алюминиевую шайбу, расположенную на оси, следует обязательно вынимать из корпуса. При сборке её надо установить, где она стояла раньше, в составе оси. Этим будет обеспечено правильное положение в отверстии.
  9. Выкрутить седло клапана игольчатого.
  10. Открутить винт, крепящий штуцеры топлива в поплавковой камере. Вынуть из корпуса вместе с топливным фильтром и прокладками.
  11. Со стенки поплавковой камеры вывернуть пробку.
  12. Отвёрткой открутить кронштейн, удерживающий распылитель ускорительного насоса.
  13. Поочередно выкрутить жиклеры воздуха. Шилом извлечь трубки для эмульсии из отверстий.
  14. Открутить, вынуть блоки: воздушного, топливного холостого хода.
  15. Выкрутить заглушку, расположенный под ней эмульсионный жиклёр.
  16. По аналогии выкручивается жиклёр с обратной стороны.

    ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ! До того, как выкрутить иглу регулировки, необходимо ее полностью закрутить. Выкручивая, посчитать количество оборотов. Принятые меры позволят впоследствии правильно ее установить. Так сохранится регулировка ускорительного насоса.

  17. Отвёрткой открутить винты ускорительного насоса, извлечь содержимое.
  18. Вынуть малые диффузоры обеих камер с пружинами.
  19. Расположить карбюратор нижней частью вверх. Открутить два болта на дросселях, отделить от корпуса. Снять эбонитовую прокладку.
  20. Открутить два винта крепления экономайзера, снять вместе с прокладкой.
  21. Открутить два винта, отделить клапан ЭПХХ от корпуса.
  22. Снять крышку, ключом 6 мм отвернуть гайку, которая крепит запорный клапан. Вынуть его из диафрагмы.
  23. Выкрутить винты качества и количества смеси из корпуса узла холостого хода.
Разобранный карбюратор к 131

Рис. 7. Разобранный карбюратор к 131

Полная разборка карбюратора к 131 завершена. Можно приступать к его обслуживанию, мойке, чистке, ремонту.

В каких случаях необходима полная разборка и ремонт карбюратора

ВАЖНО! Ремонтируя карбюратор своими руками, осуществлять полную разборку необходимо только как исключение. Сначала надо тщательно почистить все засорённые жиклеры, проверить проходные отверстия, промыть клапаны ацетоном, продуть сжатым воздухом, смазать трущиеся узлы, механизмы. Если все указанные процедуры без разборки не смогли устранить заедание дроссельных, воздушных заслонок, а каналы не очистились от серьезных отложений, необходимо приступать к разборке и более тщательному ремонту.

Как собрать карбюратор серии к 131. Правильное подсоединение шлангов, тяг, всех механизмов. Настройка, регулировка

После полной разборки карбюратор к 131 а подвергается тщательной мойке. Лучше всего дозирующие жиклёры промывать чистым авиационным керосином. Если нет керосина – промывать дизельным топливом. Детали можно мыть, чистить ацетоном. Жиклёры следует тщательно продуть сжатым воздухом. Регулировка карбюратора к131 осуществляется после прогрева двигателя.

Как выглядит карбюратор к 131 и к 131 а

Рис. 8. Как выглядит карбюратор к 131 и к 131 а

Наиболее эффективно застывшие отложения – лаки, смолы удаляют растворители от 645 до 652, а также ацетон. Необходимо помнить, что они могут повредить неметаллические изделия – диафрагмы, прокладки, уплотнители. Их следует мыть отдельно только бензином.

Замоченные растворителем либо бензином жиклёры чистятся медной проволокой, а лучше – деревянными палочками типа зубочисток. Собирая, устанавливая карбюратор, нельзя использовать герметик! Выдавленные во внутренние полости излишки средства заполнят проходные каналы, блокируя их проходимость.

Ни в коем случае нельзя ковырять отверстия металлическими предметами, тереть напильником, чистить наждачной бумагой. От такой чистки нарушается проходимость отверстий, возможны переливы топлива. Все изношенные детали следует заменить новыми. Отрегулировать иглу, жиклёры можно специальным стендовым оборудованием.

Карбюратор к131а схема подключения шлангов. Питающие шланги подсоединяются к своим штатным местам, обжимаются специальными хомутами. Во избежание подсоса воздуха штуцеры, к которым подсоединяются топливные шланги, можно обработать герметизирующим составом. Во избежание вредных касаний, с целью недопущения перетирания при движении авто, шланги необходимо заправить в специальные держатели.

Карбюратор К-131 сборка и регулировка. Собирать узел необходимо в обратной последовательности. После сборки отрегулировать правильный уровень топлива поплавковой камеры легко с помощью штангенциркуля. Его заплечики должны упереться в верхнюю плоскость корпуса карбюратора.

Одновременно хвостовик штангенциркуля с выставленной заранее глубиной 21,5 мм, должен касаться уровня топлива. Чтобы настроить карбюратор к 131, такая процедура осуществляется на автомобиле после стабилизации уровня топлива. Подкачивать бензин надо ручным приводом бензонасоса. Вместе с этим проверяется герметичность клапана.

Заключение: Карбюратор К-131 представляет собой сложную систему, предназначенную для подготовки, подачи воздушно-топливной смеси камере сгорания двигателя. Своевременное обслуживание, правильный уход за всеми механизмами этого устройства обеспечит устойчивую работу силового агрегата, долговечное бесперебойное функционирование такого сложного механизма, как карбюратор 131 на УАЗ, отзывы автомобилистов о котором неизменно всегда положительные.

Существующие модификации карбюраторов серии к 131

Все существующие модификации карбюраторов серии к 131 и их применяемость на автомобилях показаны в таблице ниже:

Модификации карбюратора Применяемость на авто Тип двигателя Объём л
к 131 Волга: ГАЗ-2П0. 31029, 3102, 3110.

Газель: ГАЗ-33021, 33023, 33027, 2705, 27057.

ЗМЗ-402 2.45
к 131В к 131Г УАЗ-31М2 31514 3″41, 3962,2206,3303 3909 УМЗ-417.10 2.45
131Д Волга ГАЗ-ЗИО, Соболь: ГАЗ-2752, 2717, 22171, Газель (кроме ГАЗ-33021). ЗМЗ-406 2.3
к 131Е УАЗ-3153, 33036, 39094, 39095. УМЗ-

4218.10

2.9
к 131И Волга ГАЗ-31029. Газель ГАЗ-3302 JM3-410 10 2.9
к 131Л УАЗ-31601. УМЗ-421.10 2.9
к 131Н ИЖ-412ИЭ. 21251, 2715-01, 27151-01. УЗАМ-331(6) 1.5
к 131П НЖ-2126 Ода УЗАМ-3317 1.7
к 131Р
к 131С Волга ГАЗ-3102, 31029, 3110. Газель, Соболь. ЗМЗ-402.10 2.45
к 131Т Газель. VM3-4215.10 2.9
к 131У VA3-31512 ЗМЗ-402.10 2.45
к 131Ф
к 131Ц УАЗ-33036, 31512. ЗМЗ —

4104.10

2.9

Автор статьи: Юрий Веселов

Дата публикации: 04.12.2017

Отправить ответ

1 Комментарий на "Карбюратор к 131 и его модификации"

avatar
Виктор Петрович
Гость

Спасибо ребят за подробную статью про этот карбюратор! Было очень интересно почитать, подчеркнул много нового👍