На сегодняшний день скутер является отличным и недорогим видом городского транспорта. Он экономичен, имеет невысокую цену и легок в обращении. Также благодаря высокой маневренности такой аппарат очень удобен на городских улицах с плотным движением. Благодаря этим положительным качествам, скутеры получили большое распространение практически по всему миру.
Однако, несмотря на свою практичность, скутеры, так же как и другая техника нуждаются в своевременном уходе и ремонте. У большинства моделей ремонт, как правило, сводится к устранению проблем с некорректной работой мотора. Присутствие каких-либо проблем обычно, выражается в не стабильной работе двигателя.
Самыми распространенными сигналами того что скутер нужно загнать на ремонт, являются следующие проблемы: отказ мотора во время езды, затрудненный запуск холодного или прогретого агрегата, провалы мощности в режиме нагрузки, не корректная работа на холостом ходу и так далее. Связано это как правило с износом цилиндров, поршневой группы двигателя или некорректностью настроек систем подачи топлива. И это все абсолютно нормально, так как износ данных деталей или сбой их регулировок просто неизбежен во время длительной эксплуатации.
Как определить причину неисправности
Далеко не всегда владельцы скутеров имеют возможность откатить железного коня на ремонт в мастерскую. Для этого может быть много причин, например, недостаток времени, отсутствие квалифицированного мастера или же банальная нехватка денег на ремонт. В связи с этим иногда приходится ремонтировать свой скутер самостоятельно и облегчить такую задачу поможет знание того как найти и устранить поломку.
В 90 % случаев исток неполадки кроется в некорректной настройке карбюратора. Это может быть связано как с засорами в системе подачи топлива, так и со сбитыми настройками. Не стоит забывать и о подаче воздуха, при эксплуатации аппарата с забитым воздушным фильтром так же снижается мощность, и ухудшается динамика.
Когда начинаются проблемы в запуске холодного или прогретого мотора. Первым делом, обратить свой взор следует на то, как поступает горючее в карбюратор. Поступать оно может как через вакуумный кран (посредством самотека) или через бензонасос, в зависимости от модели скутера. В обоих случаях при неправильной работе узла, топливо не сможет полноценно поступать в карбюратор, и мотор не будет нормально запускаться и работать.
Вторым фактором, влияющим на запуск не прогретого мотора, является исправная работа электрического обогатителя. Для его проверки нужно демонтировать деталь, отключить разъемы питания и подключить их напрямую к аккумулятору. Если узел находится в рабочем состоянии, то его корпус через некоторое время станет нагреваться, а игла медленно подастся наружу. В случае, когда этого не происходит деталь нужно заменить на исправную.
Следующая подсказка к разгадке проблемы, находится в свече зажигания. Внимательно посмотрев на электрод свечи можно понять, что не так с настройкой карбюратора.
Когда в рабочий цилиндр поступает горючая смесь нормального качества, электроды свечи сухие, имеют коричневый цвет и на них отсутствует всяческого рода нагар или копоть.
Если же керамическая часть свечи стала практически белого цвета, а на электродах имеются следы оплавления – на лицо проблема обедненной смеси. Это значит, что в мотор попадает слишком много воздуха и недостаточно топлива, что чревато потерей мощности, проблемами с холодным запуском и стабильными перегревами.
В случае если электроды свечи покрыты копотью или вовсе залиты, дело идет о слишком обогащенной смеси. В этом случае в цилиндр поступает слишком много горючего и мало воздуха, (при этом еще может наблюдаться большое количество сизого дыма, выходящего с выхлопами).
Также причиной затрудненного запуска или вовсе отказа мотора так же может стать и снижение компрессии в рабочих цилиндрах. Такая проблема как правило появляется после длительной эксплуатации и свидетельствует об износе деталей цилиндропоршневой группы. Выяснить это поможет инструмент под названием – компресометр. Для замера компрессии нужно открутить свечу зажигания и подсоединить не ее место данный прибор. Далее необходимо покрутить стартером и устройство сделает все необходимые замеры. В случае если компресометр выдает менее 7.1 атмосфер, то мотор в любом случае подлежит ремонту.
Как отрегулировать карбюратор на скутере
Когда факт того что настраивать агрегат придется самостоятельно уже определен. Первым делом стоит тщательно промыть все внутренние узлы карбюратора и прочистить воздухофильтр.
Промывка происходит примерно следующим образом: Перед чисткой карбюратора, узел необходимо демонтировать. При этом необходимо осторожно отсоединить топливные и масляные магистрали, патрубок воздуховода, контактный разъем электроклапана и отвинтить крепежные болты.
Важно! Все монтажные и промывочные работы производятся исключительно в условиях максимальной чистоты рабочего места.
После того как демонтаж произведен, карбюратор нужно тщательно вымыть снаружи при помощи бензина, солярки или специальных очистителей и дать ему высохнуть. Затем нужно приступать к внутренней очистке.
В начале снимается крышка поплавковой камеры и промывается внутри. Затем демонтируется поплавок, не допуская деформации пластины и выполняется полная чистка нутра карбюратора.
Для этого применимы два метода:
- Промыть все ходы бензином, а для продувки можно использовать обычный компрессор или насос с насадкой.
- Приобрести средство для промывки карбюратора в форме аэрозоля.
По эффективности оба метода одинаково хороши, здесь можно выбирать больше из личных предпочтений. Первый метод более хлопотный и трудоемкий, но дешевый. Второй же метод быстрый и легкий, но придется потратиться на покупку промывки.
Очень важно тщательно промыть все ходы и полости, особенно следует обратить внимание на состояние жиклеров. При промывке жиклеры и стартовый обогатитель необходимо демонтировать и промыть отдельно. По окончании процедуры все внутренние узлы и полости должны быть в идеальной чистоте. После высыхания, карбюратор собирается и монтируется на свое место. После обратной сборки и монтажа, можно выполнить его калибровку.
Настройка холостого хода на скутере
Любая регулировка карбюратора производится только с прогретым мотором. Для этого следует запустить мотор и дать ему прогреться примерно 10 – 15 минут. Если перед первым запуском карбюратор промывался, то мотор не запустится сразу. Для его нормального запуска потребуется накачать топливо в поплавочную камеру и только после этого будет возможно завести двигатель. После прогрева, путем манипуляций с винтом холостых оборотов следует добиться адекватной работы двигателя во время простоев.
Важно! Расположение винтов для настройки на моделях разных фирм, может отличаться поэтому прежде чем проводить какие-либо манипуляции следует ознакомиться с техническим паспортом изделия.
Настройка качества смеси
От настройки качества горючей смеси на прямую зависит работа мотора. Регулировку можно производить двумя способами: регулировочным винтом или перемещением иглы (в зависимости от конструкции карбюратора).
В первом случае при вращении винта по часовой стрелке – смесь обогащается, при вращении в противоположную сторону – смесь обедняется. Обычно самым лучшим положением считается, когда винт качества выкручен примерно на 1.5 – 2 оборота. В индивидуальных случаях допустимы небольшие колебания этого диапазона.
Во втором случае регулировка производится положением дозирующей иглы. Благодаря тому, что игла имеет конусообразную форму при ее поднятии увеличивается проходимость канала, и смесь обогащается и при опускании – наоборот обедняется. Для настройки нужно извлечь иглу из дроссельной заслонки и путем перемещения стопорного кольца по пазам выставить необходимое положение.
Настройка уровня топлива в поплавковой камере
Регулировать уровень топлива в камере поплавка, следует только при прогретом, работающем моторе при помощи проверочной трубки, которую обычно располагают снизу карбюратора. Для этого нужно выкрутить винт слива, поднять трубку вертикально и удостовериться в том, что уровень топлива находится примерно на одном уровне с бордюром крышки.
В результате всех этих манипуляций скутер должен ехать без рывков, провалов мощности и т. д. А мотор будет работать ровно и без перегревов.