Всем известная «девяносто девятка» или просто «девятка» — поистине народный автомобиль. Он известен широкому кругу водителей еще с начала 90 – х годов прошлого века. Хотя нередко эта машина становится объектом для шуток из-за некоторых особенностей своего устройства и работы, она по настоящее время остается одной из самых популярных сборок компании АвтоВАЗ.

Карбюратор ВАЗ 21099: обзор, настройка, ремонт

Что касается типа двигателя: сравнительно недавно (около 15 лет назад) производитель полностью перешел на выпуск машин с инжектором. До этого времени все модели ВАЗ 21099 собирались исключительно с карбюраторным двигателем. Поэтому на сегодняшних дорогах можно в равно мере встретить «девятки» обоих типов двигательной системы. Статья познакомит читателя с основными чертами карбюратора 21099, расскажет, как провести его настройку и ремонт своими силами.

Основные характеристики карбюратора ВАЗ 21099

Данный автомобиль является переднеприводным с четырехцилиндровым двигателем объемом в 1,5 литра. Максимальная скорость, которую он может набрать – 160 км/час, и это неплохо, учитывая, что в нем всего 70 лошадиных сил. Менее популярны модели в 76 лошадиных сил, но они довольно редко встречаются на дорогах.

Вид на карбюратор со стороны привода дроссельных заслонок
Вид на карбюратор со стороны привода дроссельных заслонок: 1 – сектор с кронштейном управления дроссельными заслонками; 2 – штифт рычага блокировки второй камеры; 3 – регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 4 – винт крепления тяги привода воздушной заслонки; 5 – рычаг управления воздушной заслонкой; 6 – рычаг воздушной заслонки; 7 – возвратная пружина воздушной заслонки; 8 – шток диафрагмы пускового устройства; 9 – электромагнитный запорный клапан; 10 – патрубок подачи топлива; 11 – патрубок слива части топлива в топливный бак; 12 – кронштейн крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки; 13 – регулировочный винт дроссельной заслонки второй камеры; 14 – рычаг дроссельной заслонки второй камеры; 15 – рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры; 16 – возвратная пружина дроссельной заслонки первой камеры; 17 – рычаг управления дроссельными заслонками

Основное достоинство ВАЗ 21099 – это экономичный карбюратор, расход топлива составляет всего 7 литров на 100 километров. Если автомобиль движется по шоссе и заправлен качественным бензином, то расход может быть и того меньше – около 5 литров на указанный километраж. Карбюратор состоит из 2 отделений, в которых топливо распределяется и доставляется непосредственно в двигатель механизма. Первое предназначено для того, чтобы осуществлять переход из работы на холостом ходу в режим дросселирования. Во втором отделении осуществляется подача топливной смеси, которая, протекая по трубкам вверх, смешивается с кислородом.

эконостат
Эконостат

Главным элементом второго отделения карбюратора является эконостат. Именно за счет его работы во время быстрого движения обеспечивается обогащение горючей смеси. Пусковое устройство в составе карбюратора обеспечивает насыщение горючей смесью двигатель при его запуске за счет воздушной заслонки, которая открывается от потока воздуха и тянет за собой рычаг дроссельной заслонки. Топливо при этом смешивается равномерно.

экономайзер
Экономайзер

Если карбюратор работает на холостом ходу, то основным элементом, который отвечает за его нормальное функционирование, является экономайзер. За счет него осуществляется принудительное отключение на холостом ходу при резком торможении или переключении передач. Составляющие экономайзера – это выключатель, коммутатор, электромагнитный клапан и блок управления. Это устройство препятствует выбросу в окружающую среду вредных веществ, которые вырабатываются при сжигании топлива.

Как настроить карбюратор 21099

Устройство не требуется промывать снаружи в том случае, если оно используется регулярно. Очищение становится необходимо, только когда внутренние механизмы сильно загрязняются и их подвижность становится от этого затруднительной. Перед тем, как приступить к настройке карбюратора или сдаче автомобиля в ремонт также стоит почистить механизм. Категорически запрещается использовать для внутренней чистки кисточки или сухие тряпки. Даже мельчайшие и невидимые глазу ворсинки могут попасть внутрь устройства и нарушить его работу. После того, как карбюратор ВАЗ 21099 будет приведен в надлежащий вид, можно приступать к его настройке.

Настройка заслонки дросселя – то первое, с чего начинается регулировка карбюратора. Она заключается в том, чтобы проверить, насколько хорошо натянут трос заслонки. Он не должен ни провисать, ни быть сильно натянутым.

Если требуется натянуть или ослабить трос, то следует выполнить регулировку привода, которая состоит из нескольких этапов:

  1. Ключом 13-го размера удерживается гайка наконечника, а вторым аналогичным инструментом немного откручивается контргайка.
  2. Выставляется необходимое расстояние от наконечника гайки до карбюратора. При этом педаль «газ» должна быть опущена.
  3. Затягивается ранее открученная гаечным ключом контргайка.

После того, как заслонка дросселя будет приведена в необходимое состояние, можно переходить к настройке привода воздушной заслонки.

Для этого нужно:

  1. Снять крышку с воздушного фильтра.
  2. Проверить уровень тяги в оболочке. Делается это следующим образом: если привод отрегулирован, верно, то воздушная заслонка открывается полностью при ввинченной рукоятке привода. Если происходит не полное открытие, то его необходимо отрегулировать. Рукоятке проворачивается на 180 градусов для того, чтобы заслонка полностью распахнулась.

Следующий этап – это настройка пускового устройства. Правильно отрегулировать этот механизм можно только на снятом карбюраторе. Если сделать это проблематично, то стоит приобрести тахометр.

После того, как карбюратор будет извлечен, нужно сделать следующее:

  1. Снять основание воздушного фильтра.
  2. Вытянуть ручку привода воздушной заслонки, а саму заслонку открыть примерно на треть.
  3. Запустить мотор, ослабить болт до 3 – 3,5 тысяч оборотов в минуту и опустить заслонку.
  4. Продолжать откручивать регулировочный винт до 2,7 тысяч оборотов в минуту.
  5. Когда необходимые показатели будут достигнуты, можно затянуть болт обратно и вернуть на место основание фильтра.

Также иногда требуется настроить холостой ход. Для этого следует нагреть двигатель и включить электропотребляющие устройства (фары, печку и т.д). После этого при помощи отвертки выставляются максимально возможные обороты винта качества карбюратора. На винте количества напротив, уменьшаются обычные обороты. Далее снова нужно перейти к винту качества и понизить обороты до среднего значения.

https://youtu.be/LH8tWtYKG-s

Как выполнить ремонт карбюратора ВАЗ 21099

Одним из недостатков автомобиля модели ВАЗ 21099 является нестабильная работа его двигателя, связанная со сбоями функционирования карбюратора. Неполадки могут проявляться независимо от погодных условий или минусовой температуры, и владелец автомобиля должен быть всегда готов к такому повороту событий.

Понять, что карбюратор сбоит несложно – машина начинает заводиться не с первого раза, тахометр показывает расплывчатые обороты, а выхлопная труба непривычно шумит. Автомобиль также может глохнуть непосредственно во время поездки, особенно при наборе скорости или переключении коробки передач. Уровень расхода топлива при этом превышает обычный. В случае обнаружения подобных признаков, можно попробовать отремонтировать карбюратор, однако это требует определенных навыков и опыта. К тому же следует приобрести необходимый комплект инструментов, включающий в себя несколько видов гаечных ключей.

В автомобиле ВАЗ 21099 карбюратор расположен прямо пол воздушным фильтром. Для того чтобы его извлечь, нужно воспользоваться гаечным ключом 10-го размера и с его помощью снять крышку воздушного фильтра. Также необходимо снять четыре крепления, которые ее поддерживают. После этого ослабляются соединительные хомуты и откручиваются придерживающие шпильки. Все контактные провода необходимо отключить и только потом снять крышку карбюратора. Очень важно сделать это максимально аккуратно, не зацепив стенки отделений.

Имеет смысл складывать все отсоединенные детали в заранее подготовленную емкость, чтобы не тратить время и деньги на поиски потерянных деталей. Тем более что далеко не в каждом современном магазине можно их купить.

Когда карбюратор ВАЗ 21099 будет разобран, нужно проверить, в каком положении находятся поплавки в отсеках, отрегулировать их, если необходимо. Оптимальное их положение – параллельно стенкам отсека и свободное перемещение. Уровень топливной жидкости должен соответствовать отметкам на отсеках.

Разбирать и настраивать карбюратор автомобиля ВАЗ 21099 следует только тогда, когда в этом есть реальная необходимость. Не стоит делать это ради интереса или сразу после покупки машины. Заводские настройки авто оптимальны для использования, неопытный автолюбитель может их сбить, что приведет к дополнительным тратам времени и денег.

Следует заметить, что после каждого снятия и разборки устройства, необходимо его прочищать. Грязь может проникнуть внутрь карбюратора и нарушить его работу.

Если владелец авто не уверен в том, что сможет самостоятельно устранить неполадки в работе карбюратора, то лучше сразу отвезти машину в сервис.

Пошаговая инструкция по ремонту карбюратора с фото

1. Если сетка фильтра порвана или ее не удается промыть, замените фильтр. Сильно обжатое или поврежденное уплотнительное кольцо замените. 2. Осмотрите поплавки и прокладку. Если эти детали повреждены, обязательно замените их. 3. Если заметны следы касания поплавков о стенку камеры, подогните кронштейн поплавка, затем проверьте установку поплавков по шаблону.
4. Продуйте сжатым воздухом каналы и отверстия в крышке карбюратора. Осмотрите привалочные поверхности крышки: если на них есть повреждения, замените ее. 5. Осмотрите детали пускового устройства. Замените потертую или порванную диафрагму, а также пружину, если она сломалась или на ней есть трещины. 6. Продуйте топливный жиклер холостого хода сжатым воздухом. Если жиклер не продувается, прочистите его отверстие тонкой медной проволокой. Таким же образом прочистите остальные жиклеры.
7. Осмотрите уплотнительное кольцо. Если оно порвано, потрескалось или резина потеряла упругость, замените его. 8. Проверьте электромагнитный клапан. Для этого подсоедините провод от клеммы «+» аккумуляторной батареи к клемме клапана, а провод от клеммы «–» – к корпусу клапана. При этом игла клапана должна втянуться в корпус. Если этого не произошло, замените клапан. 9. Осмотрите детали ускорительного насоса. Потертую или порванную диафрагму замените. Если пружина сломана или повреждена, замените ее.
10. Осмотрите привалочные поверхности крышки ускорительного насоса и корпуса карбюратора. Детали с поврежденными поверхностями замените. 11. Проверьте легкость перемещения рычага в крышке ускорительного насоса. Рычаг должен поворачиваться свободно, без заеданий. 12. Осмотрите детали экономайзера мощностных режимов. Потертую или порванную диафрагму замените. Также замените поломанную или поврежденную пружину.
13. Осмотрите привалочные поверхности крышки экономайзера и корпуса карбюратора. Детали с поврежденными поверхностями замените. 14. Промойте и прочистите отверстия эмульсионных трубок ацетоном или бензином. 15. Продуйте сжатым воздухом (можно воспользоваться шинным насосом) отверстие под распылитель ускорительного насоса…
16. …жиклер ускорительного насоса с одной стороны… 17. …и с другой… 18. …отверстие под регулировочный винт качества (состава) смеси.