Карбюратор 4178 (ДААЗ) является неотъемлемой частью многих автомобилей. Не исключением является и УАЗ, который оснащается устройством димитровградского агрегатного автомобильного завода. Такой сложный узел работает в самых разнообразных режимах, а потому все время нуждается в регулировке и настройки. Рассмотрим на примере УАЗа, как регулируется и настраивается карбюратор ДААЗ 4178, а также технические характеристики, из чего он состоит и как работает.

Карбюратор ДААЗ 4178

Как работает карбюратор?

Схема работы предельно проста: топливо подается в поплавковую камеру, через игольчатый клапан, который жестко закреплен с поплавком. В нижней части камеры установлены главные топливные жиклеры, откуда через каналы оно выходит к диффузору. За счет разрежения, создаваемого в цилиндрах двигателя, воздух под давлением проникает через диффузор и смешивается с бензином, который расщепляется по средствам распылителя. Далее смесь идет во впускной коллектор, после чего, уходит в цилиндры.

При снижении количества бензина в поплавковой камере, открывается игольчатый клапан и пропускает новую порцию бензина. После наполнения камера снова запирается, и процесс повторяется на всем протяжении работы двигателя, оснащенным карбюратором. Для создания атмосферного давления воздух из камеры выводится при помощи специального канала, подключенного к верхней части диффузора. Благодаря этому, камера сбалансирована.

Карбюратор ДААЗ 4178 устройство поплавковой камеры

Карбюратор предназначен для приготовления топливовоздушной горючей смеси с дальнейшей подачей ее в цилиндры двигателя. Простейший карбюратор состоит всего из трех конструктивных элементов – поплавковая камера, диффузор и дозирующая система.

Состав камеры:

  • Поплавок
  • Жиклеры
  • Игольчатый клапан
  • Балансировочный канал

Регулировка карбюратора 1111-1107010

Основные дозирующие элементы и регулировки:

Наименование

Единица измерения 1 камера

2 камера

Диаметр смесительной камеры мм 28 36
Диаметр большого диффузора мм 20 25
Малый диффузор-распылитель Маркировка 3 5 4.5
Топливный жиклер холостого хода Маркировка 41 ±3
Топливный жиклер переходной системы Маркировка 50
Главный топливный жиклер Маркировка 95
Эмульсионная трубка Маркировка 11 190 11 95
Распылитель ускорительного насоса Маркировка 40 35
Игольчатый клапан Маркировка 16
Пусковой зазор дросселя мм 0.7-0,8
Пусковой зазор воздушной заслонки мм 2.0 — 2,4
Уровень топлива мм 22-24

Регулировка карбюратора 4178-1107010

Основные дозирующие элементы и регулировки:

Наименование Единица измерения 1 камера 2 камера
Диаметр смесительной камеры мм 28 36
Диаметр большого диффузора мм 24 26
Малый диффузор -распылитель Маркировка 4 4
Топливный жиклер холостого хода Маркировка 41±3
Топливный жиклер переходной системы Маркировка 60
Главный топливный жиклер Маркировка 115 122,5
Эмульсионная трубка Маркировка A 125 ZC 125
Распылитель ускорительного насоса Маркировка 45 35
Игольчатый клапан Маркировка 2,1
Пусковой зазор дросселя мм 1,3-1,4
Пусковой зазор воздушной заслонки мм 6,4-6,8
Уровень топлива

Регулировка карбюратора 4178-1107010-30

Основные дозирующие элементы и регулировки:

Наименование

Единица измерения 1 камера

2 камера

Диаметр смесительной самеры мм 32 36
Диаметр большого диффузора мм 24 26
Малый диффузор -распылитель Маркировка 4
Топливный жиклер холостого хода Маркировка 48 ±3
Топливный жиклер переходной системы Маркировка 60
Главный топливный жиклер Маркировка 120 120
Эмульсионная трубка Маркировка 11 190 ZC95
Распылитель ускорительного насоса Маркировка 60
Игольчатый клапан Маркировка 2,1
Пусковой зазор дросселя мм 1,4-1,5
Пусковой зазор воздушной заслонки мм 6,8-7,2
Уровень топлива мм 12 — 24

Регулировка карбюратора 4178-1107010-40

Основные дозирующие элементы и регулировки:

Наименование Единица измерения 1 камера 2 камера
Диаметр смесительной камеры мм 32 36
Диаметр большого диффузора мм 26
Малый диффузор распылитель Маркировка 4,5 4,5
Топливный жиклер холостого хода маркировка 50-44
Топливный жиклер переходной системы Маркировка 60
Главный топливный жиклер Маркировка 122,5 120
Эмульсионная трубка Маркировка A 180 ZC 130
Распылитель ускорительного насоса Маркировка 45
Игольчатый клапан Маркировка 2,1
Пусковой зазор дросселя мм 1,3-1,4
Пусковой зазор воздушной заслонки мм 6,4 — 6,8
Уровень топлива мм 22-24

Дроссельная заслонка карбюратора ДААЗ

Чтобы настроить состав смеси на различных режимах работы, предусмотрен привод управления дроссельной заслонкой, которая связана с системой дополнительной подачи топлива во время езды. При нажатии на педаль акселератора, она открывается, а в диффузор подается дополнительная порция бензина. Данный механизм называется ускорительный насос. Он обеспечивает отзывчивую работу акселератора при резком разгоне автомобиля, чтобы не допускать обеднение смеси.

Облегчение пуска в холодное время обеспечивается за счет воздушной заслонки, которая закрывается и ограничивает подачу воздуха, увеличивая количество топлива в цилиндрах. Управление приводом осуществляется при помощи троса, который выводится в салон УАЗа на рукоятку.

Экономайзер (ЭПХХ)

Для экономии топлива используется ЭПХХ, который в карбюраторах «Солекс» выступает в роли электромагнитного клапана. Особенностью устройства является то, что при падении оборотов ниже отметки 1000 об/мин, он включается в работу и не допускает остановки двигателя, снижая выброс токсических веществ в атмосферу. Экономайзер включает в работу жиклер холостого хода после того, как будет включено зажигание. При снятии с питания, клапан постоянно остается закрытым. Клапан всегда открыт независимо от характеристики работы двигателя. При работе на переходной системе, топливо уходит в задроссельное пространство, а в этот момент жиклер ХХ закрывается.

ЭПХХ - экономайзер
ЭПХХ — экономайзер

Карбюратор ДААЗ 4178 является двухкамерным с балансированной поплавковой камерой и имеет систему отбора воздуха, чтобы настроить работу октан-корректора, который позволяет применять бензин с различным октановым числом. Такие технические характеристики являются прогрессивными.

Очень часто карбюратор может выходить под наименованием «Solex», которое является французским. Российские конструкторы выкупили лицензию на производство данных карбюраторов, когда на конвейер стали выходить переднеприводные автомобили ВАЗ. Конструкция «Солекс» является одной из самых надежных и позволяет сэкономить большое количество топлива.

Карбюраторы солекс применялись на автомобилях:

ГАЗ
ГАЗ
Лада
Лада
УАЗ
УАЗ

Применение карбюратора

ДААЗ 4178 нашел свое применение на различных автомобилях советского производства. Изначально он был продуман под «уазик», однако из-за схожего строения двигателей, прекрасно подходит, как на «волги», так и «газели».

Путем незначительных переделок и модернизаций, карбюратор можно адаптировать практически под любой другой автомобиль своими руками, улучшая технические характеристики. Основная область его применения – это двигатели с объемом от 1,5 литров, где необходимо большой количество топливовоздушной смеси. Такое устройство позволяет легко сдвинуть тяжелый автомобиль с места с минимальным расходом бензина.

Постепенно, применение карбюраторов отходит на второй план. Теперь их полностью вытеснила инжекторная система впрыска топлива. Их схема работы более сложна и надежна. Но в мире осталось огромное количество любителей карбюраторных двигателей, благодаря возможности самостоятельной настройки и высокой способности выполнить ремонт даже в полевых условиях. Карбюраторы до сих пор остаются популярными и на российских авто. А димитровградский завод до сих пор выпускает карбюраторы для различных автомобилей российского производства.

Отличия от карбюратора К151

ДААЗ 4178 является более прогрессивной моделью. В отличие от устаревшего К 151, он имеет более качественное исполнение и легко поддается регулировкам. Устаревший карбюратор, со временем теряет свою способность настраиваться и допускает провалы при работе с педалью акселератора. Описание этого явления можно характеризовать, как симптомы неисправности.

Во время его разработки были учтены многие недостатки прошлых моделей:

  • Плавная работа дроссельной заслонки
  • Появилась вторая камера

Крепления ДААЗ 4178 также доработаны. Прокладки выполнены из более качественных материалов, что обеспечивает плотность посадки и исключение такого явления, как «подсос воздуха». Более того, карбюратор теперь легко садится на свои посадочные места, чего не было у его предшественника, который создавал массу проблем, как при установке, так и при демонтаже.

Главным прогрессирующим устройством ДААЗ является появление винта качества смеси, который позволяет регулировать соотношение топлива и воздуха. При вращении винта смесь может обедняться или обогащаться, что очень важно при настройке агрегата. В К151 такая возможность отсутствовала, а вместо нее был винт регулировки положения заслонки, которая регулировала лишь количество подаваемого воздуха.

Размеры обоих карбюраторов, примерно, одинаковы. Поэтому вопрос о их взаимозаменяемости отпадает.

Как отрегулировать уровень поплавковой камеры ДААЗ 4178 своими руками?

Поплавковая камера является основным элементом, параметры которого влияют на расход топлива. Уровень в ней должен поддерживаться конструктивно и не должен превышать 27,5 мм.

Уровень поплавковой камеры ДААЗ 4178
Настройка уровня поплавковой камеры ДААЗ 4178: 1 — крышка карбюратора; 2 — поплавок; 3 — язычок поплавка; 4 — игольчатый клапан.

Для получения доступа к камере, нужно выполнить следующие действия:

  • Снять воздушный фильтр
  • Отсоединить привода заслонок
  • Выкрутить крепежные отверстия верхней крышки

Чтобы его проверить, необходимо запустить мотор, и тут же заглушить. После этого, нужно снять верхнюю крышку карбюратора и замерить уровень топлива. Если он отличается, необходимо подогнуть тяги поплавка в нужную сторону. Далее необходимо все собрать и снова завести двигатель. Дальнейшая проверка и установка выполняется аналогичным образом.

Если камера работает не правильно, то необходимо выполнить ремонт. Для этого приобретается ремонтный комплект, в который входит поплавок и игольчатый клапан. Часто бывает, что он заедает, поэтому его лучше сразу заменить.

Как настраивать положение воздушной заслонки карбюратор ДААЗ 4178 1107010?

Следующий этап в регулировке любого карбюратора – это регулировка воздушной заслонки. Примерно, во всех автомобилях ее принцип работы одинаковый. Это нужно для того, чтобы она работала корректно. При неправильной настройке, она может не полностью открыться или закрыться, а размеры щелей сильно влияют на работу мотора. Если щели все равно остаются, то необходимо выполнить ремонт путем обточки стенок прилегания. Описание процедуры можно найти на любом любительском сайте.

Чтобы выставить ее положение, до запуска мотора нужно ослабить крепление троса и полностью закрыть воздушную заслонку. Вытащите рукоятку пускового устройства полностью и в таком положении затяните трос. Теперь проверьте работу привода. Он должен работать так, чтобы при полностью вытянутой рукоятке заслонка была закрыта плотно, а при открывании не заедала и полностью открывалась. После этого можно приступать к регулировке холостого хода карбюратора.

Настройка холостого хода карбюратора ДААЗ 4178 на УАЗ

Регулировка тут производится так же, как и на солекс. Поэтому инструкция будет актуальна для обоих карбюраторов. Перед началом выполнения процедур нужно выставить систему зажигания и отрегулировать зазоры в клапанном механизме. Их размеры должны быть номинальными. Движок должен быть прогрет до номинальной температуры, иначе вся работа будет выполнена неправильно.

Устанавливаем винт качества смеси на 3 оборота и запустите двигатель. Обороты должны быть завышенными. Чтобы их снизить, нужно уменьшить количество смеси при помощи второго винта. Закручивайте его до тех пор, пока обороты не упадут до 900 об/мин. Вовсе не обязательно, чтобы стрелка была ровно на этом уровне. Допускаются отклонения +-50 об/мин.

Оптимальные обороты ХХ
Оптимальные обороты ХХ: ВАЗ — 750-800
Оптимальные обороты ХХ
Оптимальные обороты ХХ: ГАЗ — 850-950
Оптимальные обороты ХХ
Оптимальные обороты ХХ:  УАЗ — 850-950

Далее нужно отрегулировать винта качества так, чтобы обороты стали максимально возможными. Сторона вращения зависит от самого карбюратора и множество других условий, поэтому, сказать точно, как это нужно делать, нельзя. После этого, снова установите обороты в номинальный режим, вращая винт количества. Далее есть два варианта регулировок – закрутить винт качества до тех пор, пока установка не начнет слегка потряхиваться или же продолжить цикл до тех пор, пока вращение винта качества перестанет повышать обороты. Оба варианта являются рабочими, однако второй приводит к снижению вредных выбросов в атмосферу и заметно снизит расход топлива.

Далее проверяем работу системы. На холостом ходу резко нажмите педаль газа. Обороты должны подниматься быстро, без провалов, а падение оборотов должно быть всегда до номинального уровня. Если этого нет, то необходимо слегка выкрутить винт качества смеси. Или отремонтировать узел путем замены винта.

Вот так можно настроить карбюратор ДААЗ 4178 своими руками на автомобиле УАЗ. Желаем удачи на дорогах!