В парке российских автомобилей, остаётся большое количество машин с карбюраторными моторами. В подавляющем большинстве, это отечественные транспортные средства – ВАЗ на которых очень часто встречаются карбюраторы марки солекс. Они комфортно чувствуют себя в руках наших автовладельцев, несмотря на частые поломки и ненадёжное качество.
С середины 80-х годов, тольяттинские машины начали оснащать новым узлом питания ДВС. Дебютантом стал карбюратор Солекс, детище ДААЗ. Он специально был разработан для модели 2108 «Спутник». Впоследствии, Solex начали устанавливать не только на семейство переднеприводных 08-09, но и классику с внедорожником Нива. Ремонт этого узла не прекращает быть актуальным и в наши дни.
Карбюратор Солекс 21083 устройство основных систем
Особенность действия всех карбюраторов идентична. Главная задача этого узла – подача топлива во впускной коллектор двигателя. Чтобы работа ДВС была гармоничной, в устройство карбюраторов ВАЗ 21083 Солекс интегрировано несколько систем.
Они разнесены в верхнюю и нижнюю часть конструкции карба, и имеют индивидуальные названия:
- Поплавковая камера;
- Система холостого хода;
- ГДС: главная дозирующая система;
- Ускорительный насос;
- Экономайзер;
- Эконостат;
- Ручной регулятор заслонки (подсос).
Работая совокупно или в индивидуальном режиме, перечисленные системы наделяют ДВС различными характеристиками. Для общего понимания, предлагаем кратко пробежаться по каждой группе.
Поплавковая камера карбюратора солекс
Чтобы буквально понять принцип этой системы, стоит взять за аналог механизм сливного бачка унитаза. То есть, конструкция поплавка отвечает за постоянный уровень жидкости в резервуаре. Тоже самое происходит и в поплавковой камере. Механизм находится в верхней части карбюратора, и следит, чтобы не было недостатка уровня топлива. Основные действующие элементы: игла и парный поплавок.
Система холостого хода
Эта группа отвечает за стабильную работу ДВС без нагрузки на малых оборотах и взаимосвязана с электроникой. Одним из ключевых объектов, является электромагнитный клапан.
Он закрывает подачу топлива через жиклёр ХХ в двух случаях:
- выключение зажигания;
- высокие обороты (более 1 900) при закрытой заслонке акселератора (торможение двигателем, движение под уклон).
Отсутствие холостого хода говорит о двух неисправностях: засорение жиклёра ХХ или поломка электромагнитного клапана. Первый вариант наиболее часто встречается, примерно в 90% прецедентов.
ГДС: главная дозирующая система
Карбюратор Солекс имеет схему, которая дозирует подачу топлива. Это самая сложная система в узле питания ДВС. Основная функция ГДС – подготовка топливной рабочей смеси перед впрыском в коллектор.
В конструкцию входят следующие элементы:
- топливные жиклёры обеих камер;
- воздушные диффузоры и эмульсионные трубки;
- трубки «вентури», создающие рабочую смесь из бензина и воздуха.
Благодаря исправному процессу этой группы, двигатель обеспечивается топливом. Однако, стоит учесть на будущее, что схема дозирования позволяет производить смесь в небольшом количестве. Порционная подача рассчитана на работу ДВС без нагрузки. Если нажимать на педаль газа резко, то ГДС не сможет подготовить обогащённую смесь и в работе мотора появятся провалы или он заглохнет. Чтобы этого не произошло, к процессу подключается механизм следующей системы.
Ускорительный насос
Устранить провалы в работе двигателя – основная функция ускорительного насоса. При резком нажатии на педаль газа, форсунка ускорительного насоса увеличивает объём топлива для потребления. Струи рабочей смеси подаются из распылителей в одну или две смесительные камеры (зависит от модели автомобиля, на Ниве в одну камеру для увеличения мощности).
Направив носики форсунки УН в одну камеру, возможно подвергнуть карбюратор Солекс самостоятельному тюнингу. Такая настройка, практикуется некоторыми автомеханиками.
Экономайзер
Для дополнительного обогащения топливной смеси при полной нагрузке на двигатель, в карбе есть отдельный узел – экономайзер. Схема подразумевает совместное функционирование с ГДС. Благодаря общей работе, двигатель может плавно разгонять автомобиль под нагрузкой (подъём или буксировка транспортного средства).
Эконостат
Это переходная система дополняет работу экономайзера. Основным её элементом является вспомогательный главный жиклёр с каналом из поплавковой камеры. Принцип работы эконостата следующий: во время движения на высоких оборотах (предельная скорость), заслонка поднимается и у сопла жиклёра создаётся разряжение. Благодаря этому, из смесительной камеры вытягивается дополнительное топливо.
Можно сказать, что это более простая версия экономайзера, для работы в режиме «педаль в пол».
Ручной регулятор заслонки (подсос)
Рассматриваемая система на слуху у многих автолюбителей. Основная задача «подсоса» — обогатить рабочую смесь, закрыв камеру заслонкой. Управляется водителем из салона автомобиля. Применяется при запуске остывшего мотора.
Если все системы работают исправно, то карбюратор Солекс может составить достойную конкуренцию инжектору. Есть даже преимущество — инжектор проигрывает карбу в тяге на низких оборотах. На вышедшем из строя карбе, чихая и дымя, возможно добраться до СТО, чего нельзя сделать при поломке инжектора.
Ремонт карбюратора солекс
Большинству автомобилистов под силу отремонтировать карбюратор 21083 своими руками. Это можно сделать в гараже или под открытым небом в тёплую погоду.
Самое главное — приготовить необходимые инструменты, к которым относятся:
- отвёртки: фигурная и шлицевая;
- гаечные ключи: рожковые (с зевом от 7 до 14 мм) и торцевые (головки);
- пассатижи.
Ремонт и регулировка карбюратора Солекс может происходить по месту, то есть не снимая узел с двигателя. Это зависит от сложности и цели работ. Также возможен демонтаж карба.
На первом этапе предстоит снять корпус воздушного фильтра от крышки карбюратора. Для этого откручивается гайка ВФ, отщёлкиваются защёлки и изымается фильтрующий элемент. Отсоединяется шланг газоотвода от клапанной крышки. Откручиваются гайки на четырёх шпильках и основание корпуса следует снять.
Ремонт карбюраторов Солекс, их настройку и регулировку можно разделить на группы:
- чистка каналов, диффузоров и жиклёров;
- замена прокладок и элементов;
- регулировка карба.
Для полного демонтажа узла подачи топлива, необходимо отсоединить:
- тросики акселератора и подсоса;
- шланг подачи топлива и вакуумный шланг;
- клемму электромагнитного клапана;
- открутить четыре гайки крепления к впускному коллектору (ключ с зевом 13-14 мм).
Для ремонта карбюратора Солекс существуют ремонтные комплекты. Они включают в себя: сетчатый фильтр, прокладки, жиклёры, иглы, мембраны, пружины и форсунку ускорительного насоса. Комплектация р/к зависит от производителя.
Чистка каналов и жиклёров карбюратора солекс
Если работа мотора была подозрительной и некомфортной: имелись подёргивания на ходу и возникали провалы – это первый признак того, что узел питания засорился. Чистка жиклёров и каналов на карбюраторе Солекс – достаточно распространённый вид ремонта. Следует приготовить: аэрозольный очиститель карба, ацетон и сжатый воздух (компрессор, пневматический баллон или насос).
Потребуется снять форсунку ускорительного насоса (поддев за носик и вытащив из посадочного места) и проверить её на биение внутреннего шарика (потрясти рядом с ухом). Шарик выполняет функцию перепускного клапана. Если биения нет, то значит засор серьёзный. Можно продуть элемент сжатым воздухом и снова потрясти форсунку. Если не помогло, то следует замочить форсунку в ацетоне на 30 минут.
Отсоединить верхнюю часть карбюратора (крышку), открутив винты с потайными шляпками при помощи шлицевой отвёртки. Выкрутить все жиклёры и замочить их в ацетоне. Дополнительно, можно открутить нижнюю часть карба и замочить его целиком на некоторое время, пока он разделён на две половинки. Затем продуть каналы сжатым воздухом, установить жиклёры в первую камеру, потом жиклёры второй камеры. Воздушные жиклёры вкручиваются последними.
Не будет лишним снять крышку ускорительного насоса, установленную на четыре винта. Таким образом появится доступ к каналу. Можно залить в него очиститель и через какое-то время продуть воздухом. Стоит проверить мембрану на повреждения. Если таковые найдены, то следует заменить её новым элементом. Затем поставить мембрану и крышку на место, закручивая винты при нажатом рычаге акселератора. Таким образом мембрана принимает рабочее положение.
Регулировки на карбюраторы типа «SOLEX»
Обозначение/ наименование | 21041-1107010-10 | 21073-1107010 | 2108-1107010 | 21081-1107010 | 21083-1107010 | 21083-1107010-31 | 21053-1107010-20 |
Диффузор 1 смес. камера | 24/32 | 24/32 | 21/32 | 21/32 | 21/32 | 21/32 | 23/32 |
Диффузор 2 смес.камера | 26/32 | 24/32 | 23/32 | 23/32 | 23/32 | 23/32 | 24/32 |
Распылитель смеси 1,2 кам. | 2108-1107410 | 2108-1107410 | 2108-1107410 | 2108-1107410 | 2108-1107410 | 2108-1107410 | 2108-1107410 |
Главный топливный жиклёр 1 камеры | 21051-1107336 А=102,5 | 2108-1107336-07 А= 107,5 | 2108-1107336 А=97,5 | 21083-1107336 А=95 | 21083-1107336 А=95 | 21083-1107336 А=95 | 2108-1107336-07 А= 107,5 |
Главный топливный жиклёр 2 камеры | 2108-1107336-20 А=120 | 2108-1107336-15 А=115 | 2108-1107336 А=97,5 | 21083-1107336 А=95 | 2108-1107336 А=97,5 | 21083-1107336-10 А=100 | 21051-1107336-10 А= 110 |
Главный воздушный жиклёр 1 камеры | 21051-1107340-35 А=135 | 21051-1107340-01 А=150 | 2108-1107340 А=165 | 2108-1107340 А=165 | 2108-1107340 А=165 | 21083-1107340 А=155 | 21051-1107340-40 А=140 |
Главный воздушный жиклёр 2 камеры | 21081-1107340-10 А=155 | 21051-1107340-10 А=135 | 2108-1107340-10 А=125 | 21081-1107340-45 А=145 | 2108-1107340-10 А=125 | 2108-1107340-10 А=125 | 21051-1107340-65 А=165 |
Топливный жиклёр х/хода 1 камеры | 2108-1107442-40 А=40+/-3 | 2108-1107442-39 А=39+/-3 | 2108-1107442-42 А=42+/-3 | 2108-1107442-40 А=40+/-3 | 2108-1107442-40 А=40+/-3 | 2108-1107442-40 А=40+/-3 | 2108-1107442-40 А=40+/-3 |
Топливный жиклёр ускорительного насоса | 21073-1107370 А=40/40 | 21051-1107370-10 А=45 | 2108-1107370 А=35/40 | 2108-1107370 А=35/40 | 2108-1107370 А=35/40 | 2108-1107370 А=35/40 | 21053-1107370 А=45/40 |
Топливный жиклёр экономайзера мощн. режимов | 2108-1107475-60 А=60 | 2108-1107475 А=40 | 2108-1107475 А=40 | 2108-1107475-35 А=35 | 2108-1107475 А=40 | 2108-1107475 А=40 | 2108-1107475 А=40 |
Номер кулачка воздушной заслонки | 12 | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | |
Номер кулачка ускорительного насоса | 4 | 4 | 7 | 7 | 7 | 7 | 5 |
Приоткрытие дросселя при запуске, мм | 1.6 | 1.1 | 0,8 | 1.0 | 1.1 | 1.0 | 1.0 |
Приоткрытие воздушной заслонки пуск.устройст., мм | 2,7+/-0,1 | 3.0+/-0.2 | 3.0+/-0.2 | 2,7+/-0,2 | 2,5 низ | 2,3 низ | 3.5+/-0.2 |
Диаметр разбалансировочного отв.поплав. камеры | 6,0/6,0 | 6,0/6,0 | 4,0/4,0 | 4,0/4,0 | 4,0/4,0 | 4.0/4.0 | 6,0/6.0 |
Уровень топлива в полав.камере. мм | 22,5+/-1.0 | 22,5+/-1.0 | 22,5+/-1.0 | 22,5+/-1.0 | 22,5+/-1,0 | 22,5+/-1.0 | 22.5+/-1.0 |
Тарировочные данные соотношения больших диффузоров и жиклёзов (завода изготовителя)
Модель карбюратора | 2108 | 21081 | 21083 | 21073 | 21051 | 21083-31 | 21083-35 | 21412 | 21083-62 | |
Диаметр диффузора, мм | 21/23 | 21/23 | 21/23 | 24/24 | 23/23 | 21/23 | 23/23 | 23/23 | 21/23 | |
главный
топливный жиклер (ГТЖ) |
97,5/97,5 | 95/97,5 | 95/97,5 | 107,5/117,5 | 105/110 | 95/100 | 95/100 | 95/95 | 80/100 | |
Главный воздушный жиклёр (ГВЖ) | 165/125 | 165/135 | 155/125 | 150/135 | 155/135 | 155/125 | 150/125 | 160/100 | 165/125 | |
Зазор дроссельной заслонки при запуске на холодную | 0,85 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,6 | 1,1 | |
Зазор воздушной заслонки при запуске на холодную | 3,0 | 2,7 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 2,5 | 2,5-5,5 | 2,2 | 2,5-5,5 | |
Кулачек
ускорительного насоса |
7 | 4 | 7 | 4 | 4 | 7 | 7 | 4 | 7 | |
Распылитель ускорительного насоса (слоник) | 35-40 | 35-40 | 35-40 | 45-? | 35-40 | 35-40 | 35-40 | 35-40 | 35-40 | |
Желательный объём двигателя | 1,1 | 1,3 | 1,5 | 1,7-и более | 1,1-1,3 | 1,5 | 1,5 | 1,5-1,8 | 1,5 |
Замена прокладок и рабочих элементов карбюратора
Поменять устаревшие: прокладки, иглу, диафрагму и жиклёры не составит особого труда. Достаточно собирать разобранный узел в обратном порядке и устанавливать новые элементы взамен старых.
Стоит учесть, что для Солекса 21083, существуют свои типы жиклёров. Хотя некоторые из них можно заменить аналогичными распылителями от других карбюраторов ДААЗ и Озон.
В первую очередь устанавливаются жиклёры. Для их затяжки не следует применять излишнее усилие. Затем следует установить воздушные жиклёры и сетчатый фильтр. Установка прокладок осуществляется без герметика, так как новые элементы прекрасно обжимаются и выполняют свои рабочие функции.
Важная информация! Если использовать герметик, то его частицы могут попасть в каналы карбюратора и создать неустранимый засор.
Как настроить карбюратор Солекс
После того, как узел питания был подвержен: демонтажу, разборке, чистке, замене ремонтного комплекта и сборке — его необходимо настроить. Регулировка карбюраторов на ВАЗ 21083 с маркировкой Солекс не является сложной работой, но потребует максимальной внимательности. Изначально, пока снята верхняя крышка карба, следует отрегулировать правильное положение поплавка. Для этого, необходимо перевернуть крышку карба и установить горизонтальный уровень. Допустимое отклонение от горизонта 1 -1.5 мм. Можно использовать щуп. Затем установить верхнюю часть карба на место, подсоединить тросики и разъём электромагнитного клапана.
- Карбюратор ВАЗ 21083 Солекс собран и установлен. Чтобы отрегулировать количество горючей смеси, следует запустить мотор и прогреть его до рабочей температуры. Затем необходимо выкрутить/вкрутить винт количества топливной смеси, пока обороты не окажутся на отметке 800-900 об/мин.
На карбюраторах Солекс, регулировка холостого хода может стать самой времязатратной процедурой.
- Начинаем выкручивать винт качества шлицевой отвёрткой, пока двигатель не начнёт троить. Как только мотор начал работать с перебоями, следует плавно вкручивать винт обратно, пока двигатель не станет работать ровно.
- Проверить, отрегулировать правильное положение закреплённых тросиков газа и подсоса. Они фиксируются на закрытой дроссельной заслонке. Трос подсоса должен быть вытянут во время крепления.
Правильная настройка карбюратора Солекс 21083, ДААЗ и Озон, порадует автовладельца динамичными характеристиками автомобиля и экономичным расходом топлива.
Вот к слову сказать замечательная серия видео канала Теория ДВС, рекомендую посмотреть всем:
Заключение
Резюмируя материал статьи, можно сделать заключение – ремонт и регулировка карбюратора Солекс не является сложной работой и её можно выполнить своими руками. Достаточно иметь небольшой набор необходимых инструментов. Однако, если есть сомнения и недостаточно опыта в слесарной деятельности, то лучше обратиться к знающему человеку.
Однажды и сам ремонтировал ваш сайт очень помог, если бы не он не знал бы что и делать.
НЕЛЬЗЯ ГНУТЬ НОСИКИ УСКОРИТЕЛЬНОГО НАСОСА В ОДНУ КАМЕРУ!!!!!! Будет большой перерасход топлива. Одного носика вполне достаточно. Слушайте Наиля а не Травникова. Последний, он не карбюраторщик а моторист.